Работодателю
+7 (499) 110-85-73
Соискателю
+7 (499) 110-85-73

Аутстаффинг - за и против.

16.04.2012 В отличие от советских времен, когда отношения "работник-работодатель" не подразумевали многообразия форм, сейчас можно найти как постоянную, так и временную работу на разных условиях. Одним из вариантов неустойчивой занятости является заемный, или агентский труд. Кому он выгоден и удобен?

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провел исследование среди заемных работников. Речь идет о том, что работник заключает договор с посредником в лице частного агентства занятости (ЧАЗ), а тот сводит его с работодателем, которому нужны люди на время.

Данный вариант трудовых отношений в мировой практике называется аутстаффинг (англ. outstaffing - вне штата) используют многие страны, в большинстве из них уже приняты регулирующие законы. В России такого закона нет, а тема заемного труда пока остается плацдармом для дискуссий. Одни считают, что он ущемляет права работников, которые теряют социальную защиту и гарантии, не могут вступить в профсоюз, и поэтому полностью зависят от работодателя. Тот, в свою очередь, снимает с себя бремя ответственности за "наемников". Другие уверяют, что и для работодателя их привлечение в конечном итоге тоже не очень хорошо - временный работник не имеет мотивации и не заинтересован в делах фирмы. И, наконец, третьи считают, что коль скоро заемный труд существует и распространяется, необходимо его легализовать, а там посмотрим.

О результатах исследования в четверг рассказали участники пресс-конференции в РИА Новости. По их словам, в России доля заемных работников пока составляет менее 1% занятого населения, но после введения законодательного регулирования вырастет примерно до 4%, как в других странах.

В основном они заняты в промышленности, связи и торговле, в других сферах их доля минимальна. Ошибкой было бы думать, что это прерогатива "белых воротничков" - среди вакансий рабочие позиции составляют 45%, офисные - 28%, специалисты - 23%, руководители - 4%.

Порядка 70% отечественных "заштатников" - молодежь (средний возраст 31 год) и женщины, чаще всего с маленькими детьми, которые не могут или не хотят выйти на постоянную работу. По словам ведущего научного сотрудника Института управления социальными процессами (ИУСП) НИУ ВШЭ Ирины Козиной, это довольно необычно, поскольку в мире заемный труд - прерогатива мужчин. 76% клиентов ЧАЗ имеют высшее и среднее профессиональное образование, доля приезжих среди них низкая, а большинство (75%) относят себя к среднему классу.

Почему люди соглашаются на работу "за штатом"? По данным авторов исследования, треть опрошенных сообщила, что хотели потом из "временщиков" перейти на постоянную работу, столько же отметили, что их просто устроила сама работа. 18% искали хоть какую-то работу, поэтому схватились за то, что подвернулось, у 14% была необходимость устроиться на работу официально, т.е. по договору. Лишь малый процент сообщил, что искал именно временную или частичную занятость или вообще не хотел привязываться к постоянному рабочему месту. При этом 60% заемных работников признали, что обратились в ЧАЗ именно в поисках постоянной работы.

Половина из тех, кто уже занят на таких условиях, не рассуждают о том, насколько это хорошо или плохо - просто работают. Оставшиеся считают плюсом надежность - наличие официального трудового договора и стабильной зарплаты. Кстати, о вознаграждении - средняя зарплата заемного работника, по данным исследования, составляет около 21 тыс рублей в месяц, тогда как средняя по России - 23,7 тыс рублей. При этом представители ЧАЗ уверяют, что доход у заемного работника нередко выше, чем у постоянного, что, однако, нивелируется его нерегулярностью.

Среди минусов - отсутствие льгот и гарантий, как у постоянных сотрудников. При этом условиями труда удовлетворены 86% заемных работников, загруженностью - 58%. И лишь 5% опрошенных жалуются на эксплуатацию на пределе человеческих возможностей. Больничный оплачивается 66% временных работников, 31% пока за ним просто не обращались. 62% уже успели получить оплачиваемый отпуск, 2% его не получили, остальные также до него еще не доработали. При этом длительность отпуска у половины работников не превышала 2 недель.

Еще одним негативом опрошенные называют отсутствие возможностей профессионального роста и повышения квалификации, как следствие, риск застрять на временной работе. 36,5% заемных работников находятся в этом статусе три года и более. При этом 95% рассматривают его как мостик к постоянной занятости, а 83% хотят устроиться именно на то предприятие, где трудятся сейчас на временной основе.

И лишь 10% считают сотрудничество с ЧАЗ оптимальным для себя вариантом - не надо привязываться к одному месту, можно делать перерывы и менять работодателя без самостоятельного поиска. Типичный фрилансер: два месяца работает, затем на три месяца едет на Гоа, рассуждает в этой связи Козина. "Такое не редкость и на Западе, просто зарубежные мобильные работники даже в молодости гораздо трепетнее относятся к своим гарантиям, нежели наши", - констатирует она.

По мнению директора ИУСП НИУ ВШЭ, замруководителя экспертной группы по направлению "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика" Татьяны Четверниной, нужен и выгоден заемный труд в первую очередь молодежи, которая ищет первое место работы, матерям с маленькими детьми, а также вышеупомянутым фрилансерам.

"В мировой практике заемный труд обычно снижает уровень безработицы и повышает стабильность", - рассуждает она. Правда, нельзя забывать, что во многих странах он существенно ограничен. Так, в Бельгии и Испании их нельзя использовать в сельском хозяйстве и гостиничном бизнесе. Если в России деятельность ЧАЗ будет узаконена, мировой опыт обязательно учтут, уверена Четвернина.

Источник: ПРАЙМ

+7 (499) 110-85-73
Copyright © Interpersonal Все права защищены Техподдержка: support@Interpersonal.su